Заказать звонок
8(800)775-26-28
Продукция

Азартные игры в литературе

Тема азарта, игры на развлекательных автоматах и аппаратах, игры в карты нередко являлась мотивом для создания литературных произведений. Надо сказать, что не только художественная литература стала объектом выражения мыслей и дум об игре. Древние эпосы повествуют нам о том, как предавалась азарту люди, жившие задолго до нашей эры. У греков существует даже миф, предание о появлении азартных игр. Играли в Риме и Помпеи. Кстати, в Коране содержится жесткий запрет на азартные игры, кроме, разве что, в шахматы. Много научных трудов было посвящено рассмотрению проблемы азарта в жизни человека. Среди них Иммануил Кант, Фридрих Шиллер и Зигмунд Фрейд, культуролог Хейзинг.

Великие русские писатели обращались к проблеме азартных игр, черпая оттуда сюжетные моменты. И, конечно же, никто не мог лучше неподражаемого Федора Михайловича Достоевского или Александра Сергеевича Пушкина передать все оттенки состояний души того, кто увлечен игрой. Все дело в том, что, помимо гениальности, каждый из этих великих людей сам был заядлым игроком. И Федор Михайлович, и Александр Сергеевич любили играть в карты, проигрывали серьезные суммы, что приводило их и членов их семейств к нужде. Имена Вообще, если говорить о представителях русской литературы, любивших азартные игры, можно составить целый список известных нам фамилий. Заядлым игроком был Г.Р. Державин. Играли Л.Н. Толстой и А.А. Фет, Николай Некрасов и критик Белинский, Михаил Булгаков, Владимир Маяковский, с которым все играть боялись за вспыльчивый нрав. Вот, к примеру, Шмелев Иван Сергеевич, в карты не играл, потому что был человеком набожным. Но об азарте людском в его произведениях написано довольно много. Чаще его персонажами становятся купцы или священники, играющие в карты («Лето Господне»).

Упомянутый выше Федор Михайлович Достоевский посвятил играющему в карты человеку роман «Игрок». В этом произведении четко прослеживаются три линии развития сюжета. Сначала речь идет о том, что такое игра с точки зрения философии, рассматривается ее отношение к высшим силам. Потом на смену размышлениям приходит повествование о том, как погибает душа человека, находящегося во власти азарта, игры. Вследствие гибели души не медлит и гибель физическая. А за физическим умиранием человека, безусловно, подползает полное разорение.

Обращались к теме азартных игр и русские поэты. Например, Осип Мандельштам в «Казино» рассказывает о том, как впадает в легкий транс, находясь в казино, каким чудится ему развлекательное оборудование. Образ игры использует в собственном творчестве Марина Цветаева («Божественно, детски-плоско…», «Март»), Николай Гумилев («Мыльные пузыри»). Обращается к теме азартной игры и великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Его произведения «Маскарад», «Тамбовская казначейша» рассказывают о карточных играх, в которых участвуют его герои. Правда, сам Лермонтов не увлекался картами со страстью. Однако тема была ему знакома, и передать ощущения ему удалось гениально.

Александр Сергеевич Пушкин использовал сюжет, основанный на азартной игре, создавая «Пиковую даму» и «Выстрел». Его интерес к теме игр носит биографический характер. В повествовании прослеживается сочетание реального восприятия событий и субъективного, внутреннего ощущения героя. Ведь очевиден тот факт, что человек едва ли смог бы написать такие глубокие вещи, не пройдя самостоятельно весь путь, который потом достанется герою. Читая «Пиковую даму», ощущаешь, как автор приоткрывает завесу в другой мир, чужой, игровые залы со своими законами. Итог таков, что игрок либо приходит к осознанию того, что карты – смысл его жизни, либо трагедия неизбежна. Ведь жить, как прежде, человек уже не сможет.

Возврат к списку